Что такое память. Виды памяти. Процессы памяти. Качества памяти. Представление. Человеческая память. Что это? Сообщение на тему память человека

Сохраняет и воспроизводит зафиксированные следы, оставленные впечатлениями, человеческая память. Об этих способностях писали еще философы древности.
Древнегреческая богиня Мнемозина считалась богиней памяти и была покровительницей науки и искусства. Греки еще в древности понимали, что творчество невозможно без знаний, уходящих корнями в прошлое.
Ученые установили, что в нервной системе человека остается отпечаток после любого раздражения или возбуждения. Нервные клетки очень быстро фиксируют отпечатки и прочно хранят.

Кратковременная и долговременная человеческая память.

Эти отпечатки называют следами, и наука пока еще не знает, каким образом они образуются. Эти отпечатки-следы имеют разную участь:

  • Одни живут много лет;
  • Другие несколько секунд.

Поэтому у человека различают две памяти: кратковременная и долговременная.
Короткая память человеку нужна, для быстрых вычислений, каких-либо событий или чтобы знать, чем вчерашний ужин отличается от сегодняшнего, но ее предназначение вспомогательное.
Для человека долговременная память намного важнее. Без нее никогда и ничему люди не научились бы.
Многие ученые полагают — у человека следы некоторых впечатлений сохраняются на протяжении всей жизни. При определенных обстоятельствах он может вспомнить то, что считал давно забытым, например, под гипнозом. Сложный процесс, в ходе которого извлекаются следы впечатлений из тайников памяти человека, вызывается многими причинами.

Все в человеческой жизни взаимосвязано, так и в мозгу все соединяется невидимыми дорожками между собой. Такие связи называются ассоциациями. . Зная решение одной задачи, ученик без особых усилий решит подобную. На производстве рабочий, основываясь на знаниях работы на станках, без проблем освоит более модернизированный их вариант.
Память человека стимулируют предметы, которые ему были уже знакомы. Их воздействие на чувства оживляет давние следы, и воспоминание приходит быстрее, чем меньше они стираются.
Для того, чтобы отпечатки лучше сохранились, требуется некоторый промежуток времени. Если человек говорит какое-то определенное слово, например, «дом», сразу приходит понимание, что это такое – знают все. Самая ценная черта – это обобщенные параметры образа. Человеку знакомы детали, которые делают его похожим на другие дома. При помощи подобных образных схем в человеческой памяти сохраняются отпечатки впечатлений. Природа придумала , хранящую прошлое.

Память активизирует мысль, многократно увеличивает возможности человека. Яркой, выдающейся личностью становится человек, обладающий хорошей памятью. Около 3 тысяч имен своих воинов знали Александр Македонский и Юлий Цезарь. Могли по памяти рассказать тонкие частности военного искусства легендарные Александр Суворов и Михаил Кутузов. Великие военачальники Великой Отечественной войны благодаря знаниям и умениям нестандартно мыслить, напрягая во многих случаях память, выходили победителями в критических ситуациях на фронтах.
Исследователи утверждают, что человек утративший память, теряет умственные способности, знания, разрушаются навыки, происходит полнейшая его дезорганизация.

https://сайт/wp-content/uploads/2017/04/1473599918_pamyat-1-1024x683.jpg https://сайт/wp-content/uploads/2017/04/1473599918_pamyat-1-150x150.jpg 2018-08-06T20:32:22+07:00 PsyPage Образ долговременная память.,Кратковременная память,память Сохраняет и воспроизводит зафиксированные следы, оставленные впечатлениями, человеческая память. Об этих способностях писали еще философы древности. Древнегреческая богиня Мнемозина считалась богиней памяти и была покровительницей науки и искусства. Греки еще в древности понимали, что творчество невозможно без знаний, уходящих корнями в прошлое. Ученые установили, что в нервной системе человека остается отпечаток... PsyPage

Человеческая память – это широкое понятие. Это следы сохранения информации. Если бы не было памяти, то тогда не существовало бы цивилизации. Человек не смог бы обучаться. Без генетической памяти не было бы приспособления живого мира. Не состоялась бы и эволюция. На базе памяти сроится конкретное и абстрактное мышление. Запоминаемая информация приходит к нам разными путями, с участием различных анализаторов. Мы запоминаем то, что видим и в данном процессе участвует зрительная память. Запоминаем то, что слышим. Это слуховая память. Информация о положении нашего тела, конечностей в пространстве, поступает к нам от рецепторов мышц, сухожилий или суставов и на ее основе формируется кинестетическая память.

Формирование памяти – это сложный процесс, который складывается из отдельных этапов. Сначала формируется мгновенная память, ограниченная следами в пределах анализатора. Затем возникает, так называемая, кратковременная память, длящаяся минуты или часы. Она не является стойкой. Если информация существенная или многократно повторяемая, происходит консолидация, фиксация памяти, которая переходит в долговременную память. Информация в этом случае может воспроизводиться и храниться на протяжении всей жизни. Механизм приведенных видов памяти различный. Кратковременную память принято рассматривать, как реверберацию, циркуляцию возбуждения по замкнутым цепям нейронов. Отсюда начинается процесс консолидации, активируется синоптическая передача, подключаются новые нейроны. В результате формируется второй посредник циклический АМФ. С его помощью повышается активность белковых ферментов. Конечным итогом является модификация клеточных белков. Подобным образом фиксируется память и хранится информация. Многочисленные биологически активные вещества, прорабатывающиеся в самой центральной нервной системе, влияют на разные стадии этого процесса. По существу, весь мозг участвует в формировании памяти, но особую роль ученые отводят гипокамфу. При его патологии, человек утрачивает способность к закреплению информации. В простом эксперименте можно рассмотреть свойства кратковременной памяти. Крыса посажена в камеру с двумя отсеками, светлым и темным. Крыса предпочитает темноту, но там ее ожидает разряд тока. Такой процесс повторяют несколько раз, и в результате получается обученная крыса. Она уже не идет в темный отсек. Теперь применим стрессовый раздражитель. Прицепляем электроды на голову крысы и пускаем ток. Крыса получает небольшой электрошок, после чего помещаем ее обратно в камеру. Крысу влечет снова в темный отсек. Что это может означать? Кратковременная память стерта. При получении человеком травмы, например, при попадании им в автомобильную аварию, он может не помнить события произошедшей катастрофы. Это называется ретроградная амнезия.

Травма стирает кратковременную память. Как же происходит процесс перехода кратковременной памяти в долговременную память? Для этого необходим определенный срок. Как говорится, утро вечера мудренее. С возрастом человек неизбежно, что-то утрачивает. В большей мере стираются из памяти ближайшие события. Более стойкая память включает в себя, как правило, отдаленные события. Человек может помнить, что происходило с ним в детстве, в юности и на всем этапе жизни, но он может совершенно не помнить, что с ним происходило вчера. Можно ли улучшать, развивать память? Ее необходимо развивать с детства. Нельзя сказать, что ученые в настоящее время изучили понятие памяти полностью. Остается много вопросов, над которыми продолжают работать.

Память есть у всех живых существ, но высшего уровня развития она достигла у человека. Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память. Память человека - это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Наша представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести - то, что сохранил.

Запоминание. Память человека начинается с запоминания информации: слов, образов, впечатлений. Основная задача процесса запоминания - точно, быстро и много запомнить. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Произвольное запоминание включается, когда перед стоит цель запомнить не только то, что само запечатлелось в его памяти, но и то, что необходимо. Произвольное запоминание активно, целенаправленно, имеет волевое начало.

То, что личностно значимо, связано с деятельностью человека и его интересами, носит характер непроизвольного запоминания. При непроизвольном запоминании человек пассивен. Непроизвольное запоминание наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Если поинтересоваться у различных людей, что им больше всего запомнилось на одной и той же свадьбе, то одни легко расскажут о том, кто и какие подарки преподнес молодоженам, другие -что ели и пили, третьи - под какую музыку танцевали и т.д. Однако при этом ни первые, ни вторые, ни третьи не ставили перед собой четкой цели запомнить что-то конкретно. Сработала избирательность памяти.

Стоит упомянуть об «эффекте Зейгарник» (был впервые описан в 1927 г. советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988): человек непроизвольно гораздо лучше запоминает действия незавершенные, ситуации, не получившие естественного разрешения.

Если мы не смогли что-то допить, доесть, получить желаемое, при этом были близки к цели, то это запоминается основательно и надолго, а успешно завершенное забывается быстро и легко. Причина в том, что незавершенное действие - источник сильных отрицательных , которые по силе воздействия гораздо мощнее положительных.

Многие ученые занимались изучением приемов запоминания. В частности, немецкий психолог Г. Эббингауз сформулировал ряд закономерностей запоминания. Он считал, что повторение (опосредованное или прямое) - единственная относительная гарантия надежности запоминания. Причем результат запоминания находится в определенной зависимости от количества повторений. Закон Эббингауза гласит: число повторных предъявлений, необходимых для заучивания всего ряда, растет гораздо быстрее, чем объект предъявляемого ряда. Если испытуемый запоминает с одного предъявления (показа) 8 цифр, то для заучивания 9 цифр ему понадобятся 3-4 предъявления. Ученый также подчеркивает значение волевого фактора . Чем выше концентрация внимания на какой-либо информации, тем быстрее произойдет запоминание.

Однако установлено, что механическое повторение менее эффективно, чем осмысленное запоминание. Направление современной психологии - мнемотехника - занимается разработкой многочисленных приемов запоминания, базирующихся на принципе ассоциативной связи: перевод информации в образы, графики, картинки, схемы.

Выделяют четыре вида памяти человека в соответствии с типом запоминаемого материала .
1. Двигательная память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т.п.).
2. Образная память - возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой.
3. Эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, еще долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха).
4. Вербальная память (словесно-логическая, семантическая) - высший вид памяти, присущий только человеку. С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т.д.), образуется информационная база человеческого .

У разных людей в большей степени развит тот или иной вид памяти: у спортсменов - двигательная, у художников -образная и т.д.

Сохранение информации. Основное требование, предъявляемое к памяти человека: хранить информацию надежно, долго и без потерь. Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

1. Сенсорный (непосредственный) тип памяти. Системы этой памяти удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Данные сохраняются в течение 0,1-0,5 секунды. Механизм действия сенсорной памяти легко обнаружить: закройте глаза, затем на секунду откройте их и закройте снова. Увиденная вами четкая картинка сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает.
2. Кратковременная память позволяет перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому что она отсеивает все ненужное и оставляет полезное, необходимое для решения актуальных (сиюминутных) проблем.
3. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение и применение информации. Емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными. Выделяют два типа долговременной памяти. Первый - на уровне сознания. Человек по своей может вспомнить, извлечь необходимую информацию. Второй тип - закрытая долговременная память, информация в которой хранится на уровне подсознания. В обычных условиях человек не имеет доступа к этой информации, лишь с помощью психоаналитических процедур, в частности гипноза, а также раздражений различных участков мозга можно получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, мысли, переживания.
4. Промежуточная память находится между кратковременной и долговременной памятью. Она обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. В бодрствующем состоянии в течение дня человек накапливает информацию. Чтобы мозг не перегружался, необходимо освободить его от излишней информации. Информация, накопленная за прошедший день, очищается, категоризируется и закладывается в долговременную память во время ночного сна. Ученые установили, что для этого требуется как минимум три часа ночного сна.
5. Оперативная память - это вид памяти человека, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающей эту .

Воспроизведение . Требования, предъявляемые к процессу воспроизведения памяти, - точность и своевременность. В психологии выделяют четыре формы воспроизведения:
1) узнавание - возникает при повторении восприятия объектов и явлений;
2) воспоминание - осуществляется при реальном отсутствии воспринимаемых объектов. Обычно воспоминания осуществляются посредством ассоциаций, которые обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение;
3) припоминание - осуществляется при отсутствии воспринимаемого объекта и связано с активной волевой деятельностью по актуализации информации;
4) реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. При данной форме воспроизведения памяти более давние события вспоминаются легче и точнее, чем произошедшие в недалеком прошлом.

Забывание является оборотной стороной сохранения памяти. Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема данных, которые могут быть актуализированы в . Преимущественно забывание не является аномалией памяти, это закономерный процесс, который обусловлен рядом факторов.
1. Время - менее чем за час человек забывает половину только что полученной информации механически.
2. Активное использование имеющейся информации - забывается прежде всего то, в чем нет постоянной необходимости. Однако впечатления детства и двигательные навыки, такие как катание на коньках, игра на музыкальном инструменте, умение плавать, остаются достаточно устойчивыми в течение многих лет без каких-либо упражнений. Остается на подсознательном уровне, как бы забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает негативное напряжение (травмирующие впечатления).

Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается изменению и качественной реконструкции.

Расстройства памяти человека . Многообразные нарушения памяти весьма распространены, хотя большинство людей их у себя не замечают или замечают слишком поздно. Само понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Гиперфункция памяти связана, как правило, с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых медикаментов или гипнотическим воздействием. Формой навязчивых воспоминаний называют нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности, создающие тематическую направленность гиперфункции памяти. Так, например, мы постоянно вспоминаем свои крайне неприятные, неблаговидные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они преследуют нас, вызывают чувство стыда и муки совести.

На практике чаще встречаются ослабление функции памяти, частичная утрата сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. Ослабление избирательной редукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (названий, дат, имен, терминов и т. п.) относят к самым ранним проявлениям ухудшения памяти. Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии, причинами которой становятся алкоголизм, травмы, возрастные и негативные личностные изменения, склероз, заболевания.

В современной психологии известны факты обманов памяти, имеющих форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обычно они обусловлены сильными желаниями, страстями, неудовлетворенными потребностями. Например, когда ребенку дают сладость, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и искренне доказывает, что ничего не получал.

Искажение памяти нередко связано с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в реальной действительности, и то, о чем он слышал, видел в кино или читал. В случае многократных повторений таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек начинает считать чужие мысли своими. Наличие фактов обмана памяти свидетельствует о том, насколько тесно она связана с и фантазией человека.

Сегодня, когда у каждого человека есть какой-то гаджет, определение памяти трансформировалось в мегабайты и гигабайты информации размещаемой на картах памяти, флешках, жестких дисках и других искусственных носителях, а вот естественная память, подаренная каждому природой, и до сих пор малоизученная по-прежнему скрывает свои тайны.

Для сравнения можно привести устройство компьютерного хранилища данных – все они хранятся в виде двоичного кода, который уже перед пользователем предстает в виде картинок, звуков, текста. Ну а что же происходит в человеческом мозге? Каждый человеческий организм уникален и это делает особенным все процессы, которые там происходят. Каждый человек по-разному запоминает какие-то события, факты и другого рода информацию, многие слышали о зрительной памяти и надо сказать, что это наиболее часто встречающаяся особенность. Не каждый из нас вспомнит, что именно было в ту самую дату, но стоит только привести какой-то визуальный пример, запомнившийся участникам, как все сразу стает на свои места.

Быстро же извлекать необходимые объемы информации, могут только люди достаточно эрудированные и регулярно занимающиеся не только умственным трудом, но и проводящие специальные упражнения по тренировке памяти.

Еще одна память – ассоциативная является уже более сложной в своем действии, так как здесь, помимо информации визуального типа может участвовать и любая другая, но самое главное, что извлекаемые воспоминания генерируются не контролировано. Играющая музыка, запах, вид из окна, температурные ощущения – все это может являться раздражителями. То есть, наряду с памятью, задействованы все виды чувств, ну а те, кто обладает мощным биополем, могут получать информацию еще и через этот канал.

Как говорят ученые, всего человеческий организм располагает тремя видами памяти – иммунная, неврологическая и генетическая. Нельзя сказать, что они все хорошо изучены, хотя именно последние две представляют наибольший интерес, в плане сохранения данных.

Иммунная память – это всем известная способность организма запоминать вирусы и микроорганизмы, инициирующие болезни, после чего вырабатывать соответствующие антитела и тем самым предохранять своего хозяина от повторного заболевания.

Генетическая память – это информация об организме, сохраняемая в цепочке ДНК, таким образом, каждая клетка организма несет в себе информацию о своем владельце и даже оставшиеся после разложения органической оболочки костные ткани, спустя сотни лет могут выдать немало интересного. С генетической памятью оперируют, чтобы получить возможность усовершенствования человеческого организма в будущих поколениях. Сложность изучения состоит в том, что накопление генетической информации не происходит сиюминутно, а только в течение всей жизни человека, и какие последствия это будет иметь в будущем, доподлинно неизвестно, а они необязательно могут проявиться уже в следующем поколении. Именно поэтому вызывает столько расхожих слухов употребление генномодифицированных продуктов, хотя производители и убеждают, что никакого вреда волосатое яблоко или квадратный арбуз с сиреневой мякотью не принесут.

Неврологическая память – это те самые нейроны, из которых состоит головной мозг и через которые проходят электрические импульсы, являющиеся не чем иным, как информацией, полученной при помощи органов чувств и преобразованной в электричество. Ощущаемая температура, услышанный звук, вкус или вид моментально передаются в головной мозг, и какая-то часть этих данных оседает там надолго, а какие-то, через непродолжительное время удаляются. Именно благодаря неврологической памяти человек помнит, если не всю, то базовую информацию – кто он, где он, навыки письма, чтения и прочие, то есть, аналогично компьютеру, в котором системные каталоги нельзя удалить.

Конечно же, при серьезных стрессах и заболеваниях, даже эта информация может исчезнуть, многие, если не лично сталкивались, то наслышаны, что одной из причин бывает инсульт. В самых тяжелых случаях человеку приходится восстанавливать базовые умения – учиться ходить, заново осваивать навыки чтения и письма, и даже разговаривать.

Говоря о том, что память ухудшилась, подразумевают именно эту память, в основе ее работы лежит мнемическая функция, за сохранность которой в основной массе отвечают такие части головного мозга, как миндалина, гиппокамп, кора больших полушарий, мозжечок и многие другие структуры.

В каком же виде сохраняется информация в мозге? Существует такое понятие, как энграмма – след памяти, место ее хранения не привязано к какому-то конкретному участку мозга. Представляет она собой набор химических реакций, возникающих в результате воздействия электрических импульсов на клетки мозга и происходящих ежесекундно. Соответственно, чем четче этот след, тем ярче воспоминания и тем дольше они остаются с нами.

Чтобы энграмма осталась надолго, ведь не всегда же человек переживает эмоциональные потрясения, необходимо приложить усилия или просто зазубрить материал. Ведь до сих пор, все кто учил таблицу умножения, или начальные куплеты «Руслан и Людмила», могут без запинки рассказать это. В этом конечно же заслуга методики повторения и соответственно чем больше будет приложено усилий, тем большее количество информации удастся запомнить.

Человек начинает запоминать, или как говорят «записывать на корочку», приблизительно с трехлетнего возраста, когда более-менее отдает отчет своим действиям, и надо сказать, что именно в эти года запоминание идет лучше всего. Данное явление давно уже доказано учеными, да собственно и самостоятельно можно в этом убедиться, если есть возможность понаблюдать за детьми. По той же причине, рекомендуется начинать изучение различных предметов, как можно раньше, в особенности это касается иностранных языков. Почему же, будучи уже более взрослым, владелец памяти не имеет такой возможности, а многие, даже не достигнув сорока лет, начинают ощущать проблемы с ней, в итоге, начинается прием лекарств и походы по врачам?

Дело в том, что как уже было описано выше – память требует того, чтобы с ней работали, а ведь именно с возраста, когда человек встал на ноги, у него появляется тяга к исследованиям, что для родителей иногда представляет большую головную боль. Постоянные запросы и попытки узнать что-то новое, как раз и являются самой лучшей тренировкой для отдела памяти мозга, идущая бесконечным потоком информация, оказывает такое же тонизирующее воздействие, как физические упражнения на мускульную ткань, приобретающую от этого упругость.

По той же причине, не страдают расстройствами памяти и многие ученые, работающие в исследовательской сфере. Постоянные попытки найти что-то новое, анализ фактов и другие операции с информацией делают свое дело – даже в почтенном возрасте, большинство этих людей с легкостью цитируют научные труды, помнят специфику своей работы и даже продолжают работать, пока это позволяет их физическое состояние. Конечно, далеко не всем суждено быть учеными, да и большинство профессоров и докторов работают не над исследованиями, а в обычных НИИ и ГИПРО. Здесь приходится иметь дело с обычной рутинной информацией, как и при работе в офисе, поэтому большая часть людей к средним годам начинают ощущать симптомы усталости от мощного потока данных, страдают склерозом или рассеянностью и если не предпринимать никаких действий, то ситуация будет только усугубляться.

Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.

Что такое память

Память - это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Процессы памяти

Запоминание

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания . Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

Сохранение материала

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

Воспроизведение

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Забывание

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Физиология и психология памяти

Физиологический аспект

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии

Память в психологии - это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Как работают законы памяти

  • Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
  • Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
  • Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
  • Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
  • Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
  • Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
  • Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
  • Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
  • Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
  • Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
  • Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Последние материалы раздела:

Полноэкранный режим в браузере Opera Как вернуть полноэкранный режим в браузере яндекс
Полноэкранный режим в браузере Opera Как вернуть полноэкранный режим в браузере яндекс

Хотите узнать как стабильно зарабатывать в Интернете от 500 рублей в день? Скачайте мою бесплатную книгу =>> Нередко, неопытные пользователи...

Дистанционное обучение программированию микроконтроллеров
Дистанционное обучение программированию микроконтроллеров

Базовая часть Тема 1. Введение. Программирование микроконтроллеров на языке С Теория . Микроконтроллеры. Функции и применение микроконтроллеров....

Как увеличить fps в компьютерных играх Что может поднять фпс на компе
Как увеличить fps в компьютерных играх Что может поднять фпс на компе

Увеличить FPS нужно в основном в играх. Часто это понятие путают так, что называют "уменьшить FPS". На самом деле нужно именно повышать данный...