Инструментальные средства разработки программного обеспечения текстовые редакторы. Классификация инструментальных средств. Тестирование и оценка качества

Инструментальное программное обеспечение -- программное обеспечение, предназначенное для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ.

В процессе изучения предметной области были исследованы средства создания виртуальных экскурсий. В качестве средств создания виртуальной экскурсии были исследованы:

KPresenter - это свободная программа подготовки презентаций, входящая в проекты KOffice и KDE. Интерфейс программы представлен на рисунке 6.

Рисунок 6- Kpresenter.

Adobe Photoshop выбран из ряда других программ (Paint, Paint.net, Photoshop online и др.) в связи с тем, что он довольно- таки прост в изучении и использовании. По нему создано большое количество видеоуроков, и к тому же он входит в программу изучения. С его помощью будут удаляться неизменно возникающие искажения. Интерфейс программы представлен на рисунке 7.


Рисунок 7- Adobe Photoshop.

Microsoft Paint -- многофункциональный, но в то же время довольно простой в использовании растровый графический редактор компании Microsoft, входящий в состав всех операционных систем Windows, начиная с первых версий. Интерфейс программы представлен на рисунке 8.


Рисунок 8- Paint.

Paint.NET -- бесплатный растровый графический редактор для Windows NT, основанный на.NET Framework. Приложение начато как проект, разработанный группой студентов Университета штата Вашингтон для Microsoft Windows под руководством Microsoft. Paint.NET написан на C#, с некоторым количеством C++, используемого при установке и интеграции с оболочкой.

Photoshop online - бесплатный интернет ресурс, расположенный по адресу http://photoshop.domfailov.ru. Графический редактор, который оснащен большим количеством возможностей. Приложение, позволяющее производить различные действия по улучшению и обработке изображения. К числу таких действий относят: обработка цветовой гаммы, монтаж и многое другое. Интерфейс программы представлен на рисунке 9.


Рисунок 9- Photoshop online.

Microsoft Office Word 2003 - текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов. Выпускается корпорацией Microsoft в составе пакета Microsoft Office.. Интерфейс программы представлен на рисунке 10.


Рисунок 10- Microsoft Office Word 2003.

Microsoft Power Point - программа для создания и проведения презентаций, являющаяся частью Microsoft Office и доступная в редакциях для операционных систем Интерфейс программы представлен на рисунке 11.


Рисунок 11- Microsoft Power Point.

Microsoft ICE Autopano Giga, Ulead Cool 360, The Panorama Factory, PTGui Pro в связи со своей простотой использования и тем, что она бесплатная. Чтобы объединить фотографии в панораму, достаточно просто переместить их в рабочую область программы и дальше программа действует автоматически. Интерфейс программы представлен на рисунке 12.


Рисунок 12 - Microsoft ICE.

Autopano Giga - Весь процесс при создании полностью автоматизирован: она сама откорректирует и сбалансирует яркость и цвет, подгонит фрагменты, автоматически найдет подходящие для склейки фотографии в указанной пользователем папке. Поддерживается немалое количество форматов (включая формат RAW). Интерфейс программы представлен на рисунке 13.


Рисунок 13 - Autopano Giga.

PTGui Pro - коммерческая (условно-бесплатная) компьютерная программа для создания панорамных фотоснимков, разработанная и поддерживаемая основанной в 1996 году нидерландской компанией New House Internet Services из Роттердама. Первоначально PTGui представляла собой графический интерфейс к комплекту бесплатных инструментов Panorama Tools (из чего следует и название программы), однако более поздние версии программы работают на собственном алгоритме сшивания фотографий. Интерфейс программы представлен на рисунке 14.


Рисунок 14 - PTGui Pro.

Microsoft Office SharePoint Designer 2007 - Программа проста в использовании и распространяется бесплатно. Программа обладает широким спектром возможностей, в частности, может автоматически отправлять изменения, внесённые разработчиком сайта в исходные тексты, в режиме реального времени. Интерфейс программы представлен на рисунке 15.


Рисунок 15 - Microsoft Office SharePoint Designer.

Pano2VR наиболее прост из других вариантов(Photo Warp, Tourweaver, Panorama2Flash, Pano2QTVR free, JATC, Easypano Studio Pro) широко известных программ с такими возможностями совсем немного, а безоговорочным лидером в данной сфере считается американская компания IPIX Corporation (http://www.ipix.com), являющаяся автором технологии виртуальных туров. Поэтому именно ее программные продукты чаще всего используются при разработке туров, в том числе и в России. Однако существуют весьма интересные альтернативные варианты от других компаний, которые тоже позволяют получить отличные результаты, но стоят гораздо меньше.

Easypano Studio Пакет включает два программных модуля: Panoweaver и Tourweaver. Первый из них -- это сшиватель сферических панорам 360Ѕ360, что возможно как в полностью автоматическом, так и в ручном режиме, а второй позволяет объединять панорамы, равно как и иную информацию, в виртуальных турах. Приложение Tourweaver может использоваться не только в связке с Panoweaver, но и автономно, так как в нем поддерживается импорт панорам, созданных в других сшивателях. Например, можно импортировать цилиндрические панорамы, полученные в Panorama Factory, или панорамы, сгенерированные в 3D-пакетах, в частности в 3D Studio Max. Кроме того, возможен импорт панорам с цифровых панорамных камер Kaidan"s 360 One VR, Panoscan, RoundShot и др. Интерфейс программы представлен на рисунке 16.

Рисунок 16 - 360 Degrees Of Freedom Developer Suite.

SP_VTB, SP_STITCHER - Компания Spherical Panorama специализируется на разработке программного обеспечения для создания разных типов панорам и объединения их в виртуальные туры, однако в нашем случае наибольший интерес представляют сшиватель снимков в панорамы SP_STITCHER и построитель виртуальных туров SP_VTB. Они поставляются как отдельные приложения, однако при разработке виртуальных туров дополняют друг друга, так как SP_VTB позволяет создавать туры только на основе панорам в формате spf, получаемых в среде SP_STITCHER. Оба приложения достаточно просты в применении, а прилагаемые к ним подробная документация, несколько fisheye-наборов для тестирования сшивания и пробный виртуальный тур позволят быстрее разобраться с тонкостями работы. Интерфейс программы представлен на рисунке 17.

Рисунок 17 - SP_VTB, SP_STITCHER.

IPIX Interactive Studio, IPIX Real Estate Wizard, IPIX i-Linker - В качестве приложений для создания виртуальных туров компания IPIX предлагает программные пакеты IPIX i-Linker 3.1 и IPIX Multimedia Toolkit, которые имеет смысл использовать только в связке с IPIX-сшивателем, так как оба приложения настроены на применение IPIX-панорам. В качестве программ для сшивания панорам могут быть задействованы пакеты IPIX Interactive Studio и IPIX Real Estate Wizard. Интерфейс программы представлен на рисунке 18.

Рисунок 18 - SP_VTB, SP_STITCHER.

Ну и собственно Pano2VR- программа для занимающихся производством виртуальных 3D панорам, новый продукт обеспечит все необходимые современные возможности представления контента на основе технологии Flash. Помимо пост-продакшн, Вы также можете производить текстурные преобразования (выбор большой) и создавать превью-картинки (thumbnail). Новый концепт переписан с нуля, добавлено огромное количество улучшений и возможностей. Хотя программа, как прежде, и поддерживает конвертацию в формат QTVR, все же основной упор в этой редакции был сделан на технологию Flash. Приложение, для преобразования сферических или цилиндрических панорамных изображений в форматы QuickTime VR (QTVR) или Adobe Flash 8 и Flash 9/10 (SWF). С возможностью создания собственных шаблонов для панорам, кнопок, добавления анимации и звука, автоматическим вращением. Интерфейс программы представлен на рисунке 19.

Рисунок 19 - Pano2VR.

Средства Pano2VR:

Patch Tool. Позволяет динамическое исправление исходного изображения. Вы можете выбрать область панорамы и экспортировать его в программное обеспечение для редактирования изображений. Поддерживает возможность редактирования только выделенных областей, которые должны быть исправлены и остальная часть изображения не затрагивается.

Skin Editor. Возможность создать свой собственный шаблон для панорамы. Вы можете добавить свои собственные кнопки и графику, дизайн. Вы также можете добавить анимацию и звуковые эффекты к вашему шаблону.

Sound Editor. Возможность добавления различных звуков в панорамы.

Flash Export. Экспорт панорам, включая все графические элементы в виде одного файла SWF формате. Это в значительной степени упрощает процесс размещения панорамы в системы управления контентом, или поместить ее в блоге. Цилиндрические, а также кубические панорамы можно поворачивать автоматически с выбором направления движения, скорости и задержки. Панорамы могут содержать "горячие точки", а также заранее определенные или полностью настраиваемые шаблоны. Встроенный редактор шаблонов, также позволяет добавлять карты, ссылки, логотипы и другую информацию в панораму в удобном для пользователя виде.

QuickTime VR Export. Возможность экспортировать цилиндрические и кубические панорамы в формат QuickTime VR.

Adobe Flash Player - это программа, благодаря которой и будет демонстрироваться экскурсия, возможны и другие варианты (Java-аплета, записываемые на CD, просматриваются с помощью специальных обозревателей экскурсий), но благодаря известности марки Adobe и широкому распространению Flash Player именно он и будет использоваться

Share Point Designer 2007 -WYSIWYG HTML- бесплатный редактор и программа для веб-дизайна от компании Microsoft, замена для Microsoft Office FrontPage и часть семейства SharePoint. Является одним из компонентов пакета Microsoft Office 2007, однако не включен ни в один из комплектов офиса (устанавливается отдельно). Переход в названии от FrontPage к SharePoint Designer связан с его назначением: созданием и дизайном веб-сайтов Microsoft SharePoint. SharePoint Designer имеет один и тот же движок обрисовки HTML, что и Microsoft Expression Web и не полагается на движок Trident браузера Internet Explorer, который менее совместим с общими стандартами.

Yandex Интернет - наиболее современный и поэтому более высокоскоростной и перспективный браузер. На нем будет проводиться тестирование экскурсии, выбор осуществлялся из множества вариантов: Google Chrome (рисунок 2), Chromium (рисунок 22), Хром от Яндекса (рисунок 23), Microsoft Internet Explorer (рисунок 24), Mozilla Firefox (рисунок 25), Opera (рисунок 26), Yandex (рисунок 20) и др.

Рисунок 20 - Yandex браузер.

Рисунок 21 - Google Chrome.

Рисунок 22 - Opera.

Рисунок 23 - Chromium.

Рисунок 24 - Хром от Яндекса.

Рисунок 25 - Internet Explorer.

Рисунок 26 - Mozilla Firefox.

Перечисленные ниже программы выбраны из списка инструментальных средств по причинам перечисленным ниже.

Обоснование выбора инструментальных средств разработки и программного

На основании исследования инструментальных средств разработки программного обеспечения в качестве инструментальных средств разработки виртуальной экскурсии по школе №2 будут использоваться:

Adobe Photoshop CS3 - способен работать с большим количеством форматов, создавать, сохранять, редактировать изменять изображения различными способами. Многофункциональный графический редактор, как нельзя кстати подойдёт для более точного результата объединения фотографий в панораму.

Microsoft ICE version 1.4.4.0 - программа нужна для объединения множества отдельных фотографий одного объекта с правильной последовательностью в одно панорамное изображение.

Pano2VR версия 4.1.0 pro - программа для объединения панорамы в экскурсии.

Adobe flash player 13 plugin - бесплатная программа для просмотра экскурсии.

Яндекс Интернет 14.4.1750.13414 - наиболее новый, удобный и быстрый браузер.

Share Point Designer 2007 - бесплатная программа для редактирования web страниц, HTML-редактор и программа для веб-дизайна от компании Microsoft, замена для Microsoft Office FrontPage и часть семейства SharePoint.

Microsoft Word - текстовый редактор и редактор документов. Поражает своей функциональностью и возможностью применения, он способен работать с различными форматами.

Microsoft Office PowerPoint - является частью Microsoft Office. Это позволило PowerPoint стать наиболее распространённой во всем мире программой для создания презентаций. Файлы презентаций PowerPoint часто пересылаются пользователями программы на другие компьютеры, что означает необходимую совместимость с ними программ конкурентов.

Выбранные средства разработки были исследованы и установлены на компьютер. Разработка программного обеспечения будет вестись с их помощью.

Разработка программного обеспечения, как и любая другая сфера деятельности, требует определенного инструментария. Однако если список программного обеспечения, которое обычно нужно среднестатистическому корпоративному пользователю (вариант - среднестатистическому домашнему пользователю), более или менее очевиден, то с разработчиками все обстоит не так просто: список инструментов, применяемых при создании приложений, отнюдь не ограничивается средствами разработки.

Введение

оворя о разработке программного обеспечения, многие пользователи подразумевают в первую очередь написание кода приложений или, в лучшем случае, еще и внедрение созданных продуктов. Подобная точка зрения часто основана на опыте, полученном в прошлом. Многие IT-специалисты и пользователи, особенно старшего возраста, вышли из научной среды. В 80-е годы программирование нередко дополняло научные исследования и, ученый, по существу, сам ставил себе задачу, выполнял ее и был единственным (или одним из немногих) пользователем созданного приложения. Следствием этого стало то, что в начале 90-х годов в России было довольно много разработчиков (зачастую тех самых бывших ученых, умевших программировать), которые создавали уже отчуждаемые продукты, но при этом сами вели переговоры с заказчиками, проектировали приложения, писали код, готовили проектную документацию, тестировали и внедряли продукт, а нередко заодно и сопровождали рабочие станции пользователей. Естественно, набор инструментов такого разработчика-универсала обычно исчерпывался средством разработки, текстовым редактором для подготовки договоров и документации и, намного реже, средствами проектирования данных и генерации дистрибутивов.

Хотя подобных разработчиков-универсалов в России немало и сейчас, но подавляющее большинство компаний, даже относительно небольших, все чаще предпочитают пользоваться услугами узких специалистов. Причиной этого является значительный рост требований к функциональности, дизайну, качеству и удобству применения программного обеспечения (попробуйте предложить современному пользователю текстовый редактор с интерфейсом командной строки вместо Microsoft Word!). Для успешной реализации современных проектов требуется весьма широкий круг знаний и умений, которыми, как правило, обладают разные специалисты, выполняющие в проекте различные операции и нуждающиеся в соответствующих инструментах.

Этапы, роли, инструменты…

овременная методология разработки программного обеспечения предполагает разбиение проекта (или какой-то его части, например очередной итерации проекта) на этапы, на которых специалисты, играющие определенные роли в проекте, выполняют различные действия и производят составные части проекта. Как правило, при любом подходе к организации процесса разработки можно в том или ином виде выделить следующие этапы: бизнес-анализ и определение требований, проектирование, разработка, тестирование и оценка качества, документирование, внедрение и сопровождение - и соответственно такие роли, как руководитель проекта, бизнес-аналитик, системный аналитик, архитектор приложения, автор кода приложения, специалист по тестированию и оценке качества, технический писатель, специалист по внедрению, специалист по сопровождению, специалист по обучению пользователей, специалист по маркетингу созданного продукта. Список ролей может быть расширен в зависимости от масштаба и сложности проекта (например, в некоторых проектах специалисты по тестированию делятся на тест-менеджеров, тест-аналитиков, авторов скриптов для автоматизированного тестирования, специалистов по тестированию пользовательского интерфейса, специалистов по нагрузочному тестированию, и каждому из них требуются свои собственные инструменты), и наоборот - в небольшом проекте один исполнитель может выполнять несколько ролей (например, совмещать роли специалиста по тестированию и технического писателя).

Ниже мы рассмотрим, какие инструменты могут потребоваться команде разработчиков на различных этапах разработки приложения.

Определение требований

Определение требований — это задача бизнес-аналитиков, которые осуществляют предпроектное обследование, общаясь с заказчиком и потенциальными пользователями и выясняя их проблемы и потребности. Результатом обследования обычно является документ, называемый в нашей стране техническим заданием и содержащий сведения о назначении продукта, набор требований к нему и описание границ проекта.

Какие инструменты требуются бизнес-аналитику? Потребность в инструментах определяется масштабом проекта, требованиями заказчика к оформлению документации, стандартами, принятыми в той или иной компании-разработчике. Бизнес-аналитик может обойтись и текстовым процессором (например, Microsoft Word), изложив требования в виде текста. Однако в последнее время описание требований принято иллюстрировать UML- и IDEF0-диаграммами, описывающими сценарии взаимодействия пользователя с продуктом, порядок передачи сообщений от одних объектов к другим, взаимодействие объектов друг с другом, потоки работ и изменение состояний объектов. Для создания таких диаграмм можно применять Microsoft Visio, Rational Rose, Rational XDE, Borland Together, для создания диаграмм в стандарте IDEF0 наиболее активно используется CA AllFusion Process Modeler (ранее носивший название BPwin).

Какой именно инструмент подходит для данного проекта, во многом зависит от постановки процессов разработки. Если бизнес-аналитику нужно только проиллюстрировать проектную документацию, то выбор инструмента не принципиален - лишь бы можно было нарисовать с его помощью ту или иную диаграмму. Если же бизнес-аналитик должен не просто сделать иллюстрацию, а создать модель для последующего использования системными аналитиками, разработчиками и специалистами по тестированию на последующих этапах проекта, то выбор инструмента определяется его способностью к интеграции со средствами разработки, которые со значительной степенью вероятности будут использоваться в качестве инструментария реализации кода. Из наиболее технологически совершенных современных пар «средство разработки - средство моделирования» стоит отметить такие, как Visual Studio .NET - Rational XDE, Visual Studio .NET - Borland Together, Borland JBuilder - Borland Together.

Помимо текстовых редакторов и средств моделирования, бизнес-аналитики могут применять средства управления требованиями, позволяющие хранить структурированный и систематизированный список требований к продукту в какой-либо базе данных и обращаться к нему на последующих этапах, связывая требования с реализующими их составными частями продукта и тестами, проверяющими соответствие продукта требованиям, а также корректно отслеживать изменения в требованиях, которые возникают практически в каждом проекте, как бы тщательно ни проводилось исследование, и влияние этих изменений на результаты последующей работы. Из наиболее известных сегодня средств управления требованиями следует отметить RequisitePro (IBM/Rational), DOORS (Telelogic) и CaliberRM (Borland). Собственно, при надлежащей организации процесса разработки и при наличии необходимых шаблонов техническое задание можно сгенерировать с помощью средства управления требованиями и даже соблюсти при этом требования российских государственных стандартов.

Типичный интерфейс средства управления требованиями (Borland Caliber RM)

Таким образом, на этапе определения требований нужны средства подготовки документов, а во многих случаях и средства управления требованиями, моделирования бизнес-процессов и UML-моделирования.

Проектирование

За этапом определения требований, завершающимся утверждением технического задания, следует этап проектирования. Осуществляется он, как правило, архитекторами приложений, принимающими решения относительно архитектуры и составных частей создаваемого решения, а также технологий их реализации, и системными аналитиками, осуществляющими проектирование данных и классов приложения, а иногда и прототипирование пользовательских интерфейсов. Результатом этого этапа обычно является документ, часто называемый техническим проектом и содержащий диаграммы классов, модели данных, прототипы пользовательских интерфейсов.

Обычно на этом этапе к модели, созданной бизнес-аналитиками, добавляются диаграммы классов создаваемых приложений и диаграммы развертывания создаваемого решения, а также диаграммы, описывающие логическую модель данных и их физическую структуру для выбранной СУБД.

Какие инструменты применяются на этом этапе? Для создания диаграмм классов и диаграмм развертывания используются вышеперечисленные инструменты UML-моделирования. Для проектирования данных обычно применяют такие инструменты, как CA AllFusion Data Modeler (бывший ERwin), Sybase Power Designer, Oracle Designer, а также аналогичные инструменты компаний Embarcadero и Popkin Software. Для СУБД, разработанных компанией Microsoft, можно достаточно успешно применять и Microsoft Visio. Перечисленные инструменты позволяют создать как минимум скрипт для генерации базы данных, а различия между ними заключаются в способах управления генерацией серверного кода, связанного с созданием триггеров и хранимых процедур.

Отметим, что если инструменты UML-моделирования пока применяются далеко не везде, то использование средств проектирования данных сейчас типично даже для маленьких компаний. Эту категорию инструментов вполне можно отнести к разряду обязательных.

Прототипирование пользовательского интерфейса, если таковое на данном этапе производится, может потребовать применения либо средства рисования изображений форм будущего приложения (например, Microsoft Visio или графических редакторов), либо непосредственно средств разработки приложений.

Таким образом, на этапе проектирования нужны средства моделирования и проектирования данных и UML-моделирования, а в некоторых случаях - средства создания изображений форм.

Разработка продукта

На этапе собственно разработки создается код приложения в соответствии с техническим проектом, в том числе и серверный код, реализующий функциональность, отсутствующую в модели данных. На этом этапе основным инструментом, обязательным к применению, является средство разработки приложений. Выбор средства разработки определяется в первую очередь платформой (Windows, .NET, Java/J2EE, Linux/UNIX) и архитектурой (приложения с графическим интерфейсом, консольные приложения и службы, Web-приложения) и в настоящее время достаточно разнообразен. Средства разработки Java/J2EE-приложений производят компании IBM, Oracle, Borland, средства разработки Windows-приложений - Microsoft, Borland, Sybase, средства разработки.NET-приложений - Microsoft и Borland, средства разработки приложений для Linux - Borland и некоторые другие компании.

Помимо средств разработки на этом этапе иногда требуются различные дополнительные библиотеки компонентов, предназначенные для применения на конкретной платформе или вместе с определенными средствами разработки. Такие компоненты поставляет большое количество независимых разработчиков, а также многие поставщики коммерческих продуктов, на основе которых предполагается создание решений другими разработчиками (примерами таких продуктов являются многие геоинформационные системы, CAD-приложения и некоторые серверные продукты).

Естественно, что при создании решений на базе какого-либо серверного продукта (СУБД, J2EE-сервера, сервера обмена сообщениями и т.д.) на данном этапе следует иметь этот продукт. Во многих случаях специально для разработчиков решений производители таких продуктов выпускают версии, предназначенные для разработки и отладки приложений, но не для промышленной эксплуатации.

На этапе разработки приложения средства моделирования тоже применяются, особенно в том случае, когда они могут осуществлять не только генерацию кода на различных языках программирования, но и поддерживать обратное проектирование, создавая диаграмму классов на основе готового приложения либо позволяя синхронно редактировать и код, и модель. Функция синхронного изменения кода и модели существенно упрощает многие процессы, сопровождающие собственно разработку, так что если есть возможность выбора инструментов, то стоит обратить внимание на ее поддержку (например, синхронное изменение кода и модели поддерживают некоторые редакции инструмента UML-моделирования Borland Together).

Нередко на этапе создания приложений применяются средства оптимизации кода и его отладки. Такие инструменты могут входить в состав средств разработки или поставляться отдельно.

Тестирование и оценка качества

При тестировании продукта проверяется его соответствие требованиям, и в зависимости от этих требований осуществляется определение методик тестирования, создание тестов и выбор соответствующих инструментов.

В современных проектах тестированию подвергаются и пользовательский интерфейс, и производительность приложений, и безопасность данных, и совместимость с различными операционными системами и приложениями. Для этого разработаны соответствующие инструменты, такие как утилиты тестирования баз данных, средства автоматического тестирования пользовательского интерфейса, средства нагрузочного тестирования, средства тестирования ошибок исполнения, средства тестирования безопасности приложений. Как правило, подобные инструменты содержат средства создания сценариев, согласно которым производится автоматизированное тестирование, то есть многократное выполнение набора действий с одновременным сбором статистики отказов, времени выполнения операций и иных сведений, связанных с оценкой качества продукта.

Основными производителями средств тестирования в настоящее время являются компании Compuware, Segue, Mercury Interactive, IBM/Rational, Borland. Каждая из них производит несколько инструментов автоматизированного тестирования, включая средства нагрузочного тестирования, проверки пользовательских интерфейсов, тестирования ошибок исполнения.

Кроме инструментов тестирования, для оценки качества продукта нередко применяются анализаторы исходного кода приложения на предмет корректности проектирования иерархии классов, стиля написания кода и иных особенностей реализации продукта. Они могут быть выполнены в виде отдельных приложений либо входить в состав средств моделирования (в частности, в некоторые редакции Borland Together) или средств разработки приложений.

Если приложение предназначено для работы под управлением различных операционных систем и их языковых версий (например, разных 32-разрядных версий и редакций Microsoft Windows), то специалистам по тестированию могут пригодиться средства создания виртуальных машин, позволяющие иметь на одном компьютере несколько различных операционных систем, загруженных одновременно, и организовывать между ними сетевое взаимодействие (о продуктах данной категории мы планируем рассказать в отдельной статье). Из ПО такого класса широко распространены продукты компаний Microsoft и VMWare. При тестировании программ для установки приложений могут применяться также средства резервного копирования и восстановления образов жестких дисков, выпускаемые компаниями Symantec, PowerQuest и др.

Документирование

Документирование проекта осуществляется разными специалистами. Руководство пользователя обычно создается техническим писателем, и его основной инструмент - это текстовый редактор и какое-нибудь не слишком сложное средство обработки графических изображений, с помощью которого можно добавить к снимкам экрана стрелки, выноски и иные элементы, которые принято изображать на иллюстрациях подобных документов. Примерно такие же инструменты нужны и авторам учебных курсов по продукту и маркетинговых материалов, а возможно, им понадобятся средства подготовки презентаций наподобие Microsoft PowerPoint.

Документацию же по развертыванию и сопровождению продукта, равно как и иные технические документы, обычно создают аналитики или специалисты по развертыванию. В этом случае им может потребоваться многое из того, что было перечислено выше, как-то: средства управления требованиями, инструменты моделирования данных и UML-моделирования - нередко значительная часть таких документов состоит именно из отчетов по моделям. При этом чем аккуратнее велась работа над моделью, тем проще создавать проектную документацию.

На основе руководства пользователя с помощью специальных инструментов обычно генерируются файлы справочной системы. В простейшем случае файл справочной системы можно создать с помощью Microsoft Word и утилит от Microsoft для создания help-файлов, включаемых в состав многих средств разработки, но при большом объеме работы нередко используются специализированные средства таких компаний, как Blue Sky Software, EC Software, JGsoft.

Внедрение и сопровождение

Перед внедрением продукта обычно создаются дистрибутивные приложения, облегчающие этот процесс, - именно их мы запускаем, устанавливая на компьютер тот или иной продукт. Для создания дистрибутивных приложения также применяются специализированные средства, лидерами рынка которых являются компании InstallShield Software и Wise Solutions. Нередко в состав средств разработки входят специализированные версии указанных продуктов, учитывающие их специфику (например, возможность включения в дистрибутив библиотек, входящих в состав данного средства разработки).

На этапе сопровождения продукта, как показывает практика, может понадобиться все, что было произведено при работе над проектом, и соответственно любой из инструментов.

Коллективная разработка и управление проектом

Если над какой-либо частью проекта работает более одного человека, полезными при разработке могут оказаться средства контроля версий (наиболее популярными из них являются Merant PVCS Version Manager и Microsoft Visual SourceSafe). Нередко их применяют при создании не только кода приложения, но и документов (например, технического задания) либо моделей. В крупных проектах часто используются и средства управления изменениями. Подобные продукты позволяют хранить в единой базе данных все составные части проекта и их версии и упрощают управление версиями кода, моделей, требований, а также дают возможность отслеживать влияние изменений в одной части проекта на остальные его части. Из самых популярных сегодня средств управления изменениями следует отметить продукты компаний Borland и IBM/Rational.

Ни один проект не обходится без человека, несущего за него ответственность и осуществляющего планирование деятельности всех специалистов и управление всеми процессами разработки. Хотя планировать работу можно и на бумаге, но в последнее время основным инструментом руководителя проекта (а в крупных проектах - менеджеров, отвечающих за составные части проекта) служит какое-либо специализированное средство управления проектами. Лидером среди продуктов данной категории является семейство продуктов Microsoft Project.

Пример плана проекта разработки программного продукта (Microsoft Project)

Заключение

еречисляя инструменты, которые могут понадобиться при разработке приложений, мы, естественно, назвали не все возможные варианты. В одних проектах могут потребоваться генераторы отчетов, в других - средства для работы с графикой, в третьих - инструменты Web-дизайна, в четвертых - CAD- или ГИС-инструменты. При этом, как мы убедились, в самых простых случаях можно обойтись средством разработки и текстовым редактором - этот набор может оказаться достаточно эффективным, если проект не слишком крупный.

Все остальные категории средств, перечисленных в данной статье, по сути дела, вовсе не являются строго обязательными к применению при разработке приложений. Однако, как показывает практика, работать с их помощью намного проще.

Разработка программного обеспечения осуществляется с использованием различных инструментальных средств, обеспечивающих:

    оригинальное программирование;

    использование пакетов прикладных программ – типовые программы, реализующие функции обработки данных;

    автоматизацию основных этапов разработки программ.

Наиболее традиционными средствами разработки являются языки и системы программирования. Языки программирования принято делить на машинные и алгоритмические языки.

Машинные языки содержат машинные команды, соответствующие простейшим операциям обработки. Машинные команды привязаны к определенному классу компьютеров и/или операционных систем.

Алгоритмические языки программирования описывают алгоритм задачи, обеспечивают наглядность алгоритма и удобство сопровождения программы. Алгоритмические языки делятся на машинно-ориентированные, процедурно-ориентированные и проблемно-ориентированные языки.

Машинно -ориентированные языки программирования являются языками низкого уровня, поскольку они учитывают архитектуру и тип компьютеров. Программирование на таких языках трудоемко, но программы оптимальны с точки зрения потребных ресурсов компьютера. Примеры машинно-ориентированных языков программирования - различные ассемблеры 1 (Macro Assembler, Turbo Assembler и др.) определенного класса компьютеров.

Процедурно -ориентированные языки программирования, такие как Visual Basic, Pascal, C++, Ada, Cobol, PL1 и др. позволяют описать набор процедур обработки, реализуют типовые вычислительные структуры:

1. Последовательности блоков (инструкций): 1, 2, 3, 4 и т.д.

Все блоки (инструкции) выполняются в строгой последовательности (Рис.5 А)

2. Условный переход (Рис.5 Б) – проверка заданного условия (2) и выбор альтернативного действия: если условие истинно – 3, иначе - 4. После этого управление передается блоку 5.

3. Альтернативный выбор (Рис.5 В) – проверка условия (2), если условие истинно – выполнение действия 3, иначе проверка условия (4); если условие истинно – выполнение действия 5 и т.д. Если не выполнилось ни одного условия или выполнились действия (3 или 5 и т.п.), управление передается блоку 6.

А Б В

Рисунок 5

4. Циклический процесс – цикл «пока» (Рис. 6А). Цикл повторяется, пока истинно условие (2) – блок 3. Если условие (2) ложно, передача управления блоку 4.

5. Циклический процесс – цикл «до» (Рис. 6Б). Цикл выполняется как минимум один раз – блок 2. После проверки условия (3), если оно истинно, выполняется блок (2), иначе управление передается блоку 4.

Рисунок 6

Языки программирования объектного типа используют в программном коде класса объектов или процедурах обработки событий также элементы структурного программирования.

Проблемно -ориентированные языки программирования - реляционные языки запросов высокого уровня, генераторы отчетов и т.д. позволяют идентифицировать проблему, входную и выходную информацию, не указывая конкретных процедур обработки.

Пакеты прикладных программ (ППП) делятся на классы:

    Проблемно-ориентированные ППП – обеспечивают решение задач определенной предметной области;

    Методо-ориентированные ППП – поддерживают определенного вида модели и методы решения задач, применяются независимо от предметной области;

    ППП общего назначения – обеспечивают поддержку информационных технологий (текстовые работы, графические работы, стандартные вычисления и т.п.).

Технологический раздел

Технология разработки программного обеспечения

3.1.1 Определение процессов предметной области

В настоящее время во все сферы деятельности человека широко внедря- ются информационные технологии. Это приводит к разработке огромного ко- личества программных средств (ПС) различного функционального назначения. При этом объем и сложность используемых ПС постоянно возрастают. В этой связи многие подходы к разработке ПС, применяемые на началь- ных этапах развития вычислительной техники, теряют свои позиции, поскольку не позволяют в полной мере получить ПС необходимого уровня качества за за- данный промежуток времени при ограниченных финансовых, людских и тех- нических ресурсах. Связано это с рядом причин. Во-первых, интуитивный поход к разработке ПС, основанный на знаниях, умениях и талантах отдельных программистов-одиночек, не позволяет разраба- тывать сложные ПС и противоречит принципам их коллективной разработки. Во-вторых, использование коллективных методов разработки требует структурированного подхода к понятиям жизненного цикла (ЖЦ) и модели жизненного цикла программных средств (ЖЦ ПС). В противном случае возни- кают существенные риски не довести проект до конца или не получить продукт с заданными свойствами. В-третьих, используемые методологии разработки ПС с ростом сложно- сти и критичности последних перестают удовлетворять целям и задачам, стоя- щим перед их разработчиками. В-четвертых, рост сложности и объема разрабатываемых ПС автоматиче- ски приводит к появлению достаточно сложных в применении методологий анализа, проектирования и последующих этапов разработки. Использование та- ких методологий становится невозможным без применения инструментальных средств их поддержки. Вышеназванные причины зачастую приводят к неудовлетворительным результатам выполнения проектов.

3.1.2 Процессы управления проектами

Модульное проектирование является одним из первых подходов к разра- ботке структуры ПС и уже несколько десятилетий сохраняет свои позиции как в качестве классического подхода, так и в качестве основы для современных технологий разработки ПС. При разработке модульных ПС могут использоваться методы структур- ного проектирования или методы объектно-ориентированного проектирова- ния. Их целью является формирование структуры создаваемой программы – ее разделение по некоторым установленным правилам на структурные компонен- ты (модуляризация) с последующей иерархической организацией данных ком- понентов. Для различных языков программирования такими компонентами мо- гут быть подпрограммы, внешние модули, объекты и т.п. Обзор методов объектно-ориентированного анализа и проектирования приведен в разд. 6. В данном разделе рассмотрены методы структурного проек- тирования. Такие методы ориентированы на формирование структуры про- граммного средства по функциональному признаку. Классическое определение идеальной модульной программы формулиру- ется следующим образом. Модульная программа – это программа, в которой любую часть логической структуры можно изменить, не вызывая изменений в ее других частях

Рисунок 3.1 - Наложение групп процессов в фазе

Рисунок 3.2 - Взаимосвязи групп процессов управления проектом в фазе

В реальном проекте фазы могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться. Повторение инициации на разных фазах проекта помогает контролировать актуальность выполнения проекта. Если необходимость его осуществления отпала, очередная инициация позволяет вовремя это установить и избежать излишних затрат.

3.1.3 Технология быстрой разработки приложений

Выбранная для создания дипломного проекта среда разработки Delphi использует технологиюRAD(Rapid Application Development – быстрая разработка приложений). Это означает разработку программного обеспечения в специальной инструментальной среде и основывается на визуализации процесса создания программного кода. Средства быстрой разработки приложений основываются на компонентной архитектуре. При этом компонентыявляются объектами, объединяющими данные, свойства и методы. Компоненты могут быть как визуальными, так и невизуальными; атомарными и контейнерными (содержащими другие компоненты); низкоуровневыми (системными) и высокоуровневыми.

При визуальном проектировании пользователю предоставляется возможность выбора необходимых компонентов из некоторого набора (палитры) с последующим заданием их свойств. Для обозначения инструментов визуального проектирования используется широкий набор терминов , включающих: конструктор компоновки, конструктор форм, визуальный редактор, проектировщик экрана, проектировщик форм, конструктор графического пользовательского интерфейса и т.д. Процедура разработки интерфейса средствами RAD сводится к набору последовательных операций, включающих:

Размещение компонентов интерфейса в нужном месте;

Задание моментов времени их появления на экране;

Настройку связанных с ними атрибутов и событий.

Эффективность визуального программирования определяется не столько наличием самих визуальных компонентов, сколько их взаимосвязью и взаимодействием традиционными средствами. Даже если среда программирования не содержит достаточного количества требуемых компонентов, она все равно будет востребована, если позволяет самостоятельно разрабатывать необходимые компоненты или использовать имеющиеся средства сторонних производителей, альтернативные отсутствующим в ней.

Другими словами, технология быстрой разработки программных средств основывается на интегрированной среде программирования, с помощью которой выполняются процессы проектирования, отладки и тестирования прикладных программных продуктов.

3.1.4 Жизненный цикл программы формирования пакета документов

Модель жизненного цикла это структура, определяющая последовательность осуществления процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла прикладного программного обеспечения, а также взаимосвязи между этими процессами, действиями и задачами. Для разработки программы использовалась модель «waterfall». Эта модель демонстрирует классический подход к разработке различных систем в любых прикладных областях. В ней предусматривается последовательная организация работ. Основной особенностью является деление всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после полного завершения всех работ на предыдущем этапе.

Разработка программы осуществлялась в несколько этапов:

Анализ требований заказчика: на этом этапе были определены проблемы, возникающие в процессе эксплуатации аналогичного программного обеспечения и сформулировано техническое задание, представленное в исследовательском разделе дипломного проекта;

Проектирование: разработаны проектные решения, удовлетворяющие всем требованиям, сформулированным в техническом задании. Создана база данных, структурная схема и алгоритмы модулей программы, представленные в специальном разделе дипломного проекта;

Разработка программного обеспечения: осуществлена разработка программного обеспечения в соответствии с проектными решениями предыдущего этапа. На этом этапе созданы необходимые модули программы. Некоторые из разработанных модулей представлены на рисунке 3.3. Результатом выполнения данного этапа является готовый программный продукт;

Тестирование и опытная эксплуатация: проведена проверка полученного программного обеспечения на соответствия требованиям, заявленным в техническом задании;

Сдача готового продукта.

Рисунок 3.3 – Модули разрабатываемой программы

Признаки модульности программ: 1) программа состоит из модулей. Данный признак для модульной про- граммы является очевидным; 2) модули являются независимыми. Это значит, что модуль можно изме- нять или модифицировать без последствий в других модулях; 3) условие «один вход – один выход». Модульная программа состоит из модулей, имеющих одну точку входа и одну точку выхода. В общем случае может быть более одного входа, но важно, чтобы точки входов были определе- ны и другие модули не могли входить в данный модуль в произвольной точке. Достоинства модульного проектирования: 1) упрощение разработки ПС; 2) исключение чрезмерной детализации обработки данных; 3) упрощение сопровождения ПС; 4) облегчение чтения и понимания программ; 5) облегчение работы с данными, имеющими сложную структуру. Недостатки модульности: 1) модульный подход требует большего времени работы центрального процессора (в среднем на 5 – 10 %) за счет времени обращения к модулям; 2) модульность программы приводит к увеличению ее объема (в среднем на 5 – 10 %);97 3) модульность требует дополнительной работы программиста и опреде- ленных навыков проектирования ПС. Классические методы структурного проектирования модульных ПС делятся на три основные группы : 1) методы нисходящего проектирования; 2) методы расширения ядра; 3) методы восходящего проектирования. На практике обычно применяются различные сочетания этих методов. Резюме В идеальной модульной программе любую часть логической структуры можно изменить, не вызывая изменений в ее других частях. Идеальная модуль- ная программа состоит из независимых модулей, имеющих один вход и один выход. Модульные программы имеют достоинства и недостатки. Существует три группы классических методов проектирования модульных ПС.

3.1.5 Методология, технология и инструментальные средства разработки прикладного программного обеспечения

Методология, технология и инструментальные средства (CASE-средства) составляют основу проектирования любой – программной, технической, информационной – систем. Применительно к ПО, методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методики и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение процессов жизненного цикла программных продуктов.

Методология создания прикладных программ заключается в организации процесса построения ПО и обеспечении управления этим процессом для того, чтобы гарантировать выполнение требований как к самой системе, так и к характеристикам процесса разработки.

Каждая технологическая операция должна быть обеспечена данными, полученными на предыдущей операции (или исходными данными); методическими материалами, инструкциями, нормативами, стандартами; программными и техническими средствами. Результаты выполнения операции должны представляться в некотором определенном стандартном виде, обеспечивающем их адекватное восприятие при выполнении последующих технологических операций.

Инструментальные средства автоматизированной разработки прикладных программ принято называть CASE-средствами (Computer Aided Software/SystemEngineering). В настоящее время значение этого термина расширилось и приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных информационных систем в целом. Теперь под термином CASE-средства понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения информационных систем, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного программного обеспечения и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы.

RAD – это комплекс специальных инструментальных средств быстрой разработки прикладных программных систем, оперирующих с определенным набором графических объектов, функционально отображающих отдельные информационные компоненты приложений. При использовании этой методологии большое значение имеют опыт и профессионализм разработчиков.

Основные принципы методологии RAD можно свести к следующему :

Используется итерационная модель разработки, причем полное завершение работ на каждом из этапов жизненного цикла не обязательно;

В процессе разработки необходимо тесное взаимодействие с заказчиком и будущими пользователями;

Необходимо применение CASE-средств и средств быстрой разработки приложений;

Необходимо применение средств управления конфигурацией, облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;

Тестирование и развитие проекта осуществляются одновременно с разработкой;

Разработка ведется немногочисленной и хорошо управляемой командой профессионалов, при этом необходимо грамотное руководство разработкой системы, четкое планирование и контроль выполнения работ.

Инструментальные средства RAD обладают удобным графическим интерфейсом и позволяют на основе стандартных объектов формировать простые приложения практически без написания программного кода. Это в значительной степени сокращает рутинную работу по разработке интерфейсной части приложений, т.к. при использовании обычных средств разработка интерфейсов представляет собой достаточно трудоемкую задачу, отнимающую много времени. Таким образом, инструменты RAD позволяют разработчикам сконцентрировать усилия на сущности реальных процессов предметной области объекта программирования, что в конечном итоге приводит к повышению качества разрабатываемой системы.

Визуальные средства разработки ПО оперируют в первую очередь со стандартными интерфейсными объектами и элементами управления – окнами, списками, текстами, кнопками, переключателями, флажками, меню и т. п., которые позволяют легко преобразовывать информацию, отображать ее на экране монитора, осуществляется управление отображаемыми данными. Все эти объекты могут быть стандартным образом описаны средствами языка, а сами описания сохранены для дальнейшего повторного использования.

Логика приложения, построенного с помощью RAD, является событийно-ориентированной, т.е. управление объектами осуществляется с помощью событий. Это означает следующее: каждый объект, входящий в состав приложения, может генерировать события и реагировать на события, генерируемые другими объектами. Примерами событий могут быть: открытие и закрытие окон, нажатие кнопки или клавиши клавиатуры, движение мыши, изменение данных в базе данных и т. п. Разработчик реализует логику приложения путем определения обработчикакаждого события – процедуры, выполняемой объектом при наступлении соответствующего события. Например, обработчик события "нажатие кнопки" может открыть диалоговое окно.

Несмотря на все свои достоинства, методология RAD не может претендовать на универсальность. Ее применение наиболее эффективно при разработке сравнительно небольших ПО. При разработке же типовых систем, не являющихся законченным продуктом, а представляющих собой совокупность типовых элементов (например, средств автоматизации проектирования), большое значение имеют такие показатели проекта, как управляемость и качество, которые могут войти в противоречие с простотой и скоростью разработки. Это связано с тем, что типовые системы обычно централизованно сопровождаются и могут быть адаптированы к различным программно-аппаратным платформам, системам управления базами данных, коммуникационным средствам, а также интегрироваться с существующими разработками. Поэтому для такого рода проектов необходим высокий уровень планирования и жесткая дисциплина проектирования, строгое следование заранее разработанным протоколам и интерфейсам, что снижает скорость разработки.

Ограничено применение методологии RAD для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления сложными инженерно-техническими объектами – программ, требующих написания большого объема уникального кода. Методология RAD мало эффективна для разработки приложений, в которых интерфейс пользователя является вторичным, то есть отсутствует наглядное определение логики работы ПО. Примерами могут служить приложения реального времени, драйверы или утилиты.

Совершенно неприемлема методология RAD для разработки систем, от которых зависит безопасность людей, например, систем управления транспортом или атомных электростанций. Это обусловлено тем, что итеративный подход, являющийся одной из основ RAD, предполагает, что первые версии системы не будут полностью работоспособны, что в данном случае может привести к серьезнейшим катастрофам.

3.2 Технологиятестирования программного обеспечения

Индустрия программного обеспечения постоянно пытается решить вопрос качества, но насколько значимы ее успехи, на данный момент сказать довольно сложно. В дипломном проекте идет речь о новом поколении инструментов тестирования, которые призваны повысить качество программ. Однако инструменты, даже автоматические, не в состоянии помочь, если их используют неправильно. Поэтому обсуждение инструментов предваряет изложение общих положений «правильного» тестирования.

Качество разрабатываемой программы можно повысить следующим путём: cобрать команду хороших программистов с опытом участия в аналогичных проектах, дать им хорошо поставленную задачу, хорошие инструменты, создать хорошие условия работы. С большой вероятностью можно ожидать, что удастся разработать программную систему с хорошим качеством.

Наиболее дорогие ошибки совершаются на первых фазах жизненного цикла - это ошибки в определении требований, выборе архитектуры, высокоуровневом проектировании. Поэтому надо концентрироваться на поиске ошибок на всех фазах, включая самые ранние, не дожидаясь, пока они обнаружатся при тестировании уже готовой реализации.

Модульному тестированию подвергаются небольшие модули (процедуры, классы и т.п.). При тестировании относительно небольшого модуля размером 100 - 1000 строк есть возможность проверить, если не все, то, по крайней мере, многие логические ветви в реализации, разные пути в графе зависимости данных, граничные значения параметров. В соответствии с этим строятся критерии тестового покрытия (покрыты все операторы, все логические ветви, все граничные точки и т.п.).

Полностью реализованный программный продукт подвергается системному тестированию. На данном этапе тестировщика интересует не корректность реализации отдельных процедур и методов, а вся программа в целом, как ее видит конечный пользователь. Основой для тестов служат общие требования к программе, включая не только корректность реализации функций, но и производительность, время отклика, устойчивость к сбоям, ошибкам пользователя и т.д. Для системного и компонентного тестирования используются специфические виды критериев тестового покрытия (например, покрыты ли все типовые сценарии работы, все сценарии с нештатными ситуациями, попарные композиции сценариев и прочее).

Итак, качество ПС – совокупность наиболее существенных качественных показателей (факторов) в достаточной степени характеризующих ПС. К общим факторам относят :

Функциональность – как набор функций, реализующих установленные или предполагаемые потребности пользователей;

Корректность – соответствие реализации системы ее спецификации и непротиворечивости;

Интерфейс – как средство общения с пользователями системы;

Открытость – характеризующая модифицируемость системы;

Комфортность – характеризующая удобность использования ПС;

Современность - характеризующая степень использования современных информационных технологий представления информации и систем связи на текущий момент времени.

Необходимо также отметить, что проверка достоверности ПС – процесс проведения комплекса мероприятий, исследующих пригодность программы для успешной её эксплуатации (применения и сопровождения) в соответствии с требованиями заказчика.

На основе информации, полученной во время испытаний программы, прежде всего должно быть установлено, что она выполняет декларированные функции, а также должно быть установлено, в какой степени она обладает декларированными примитивами и критериями качества. Таким образом, оценка качества программы является основным содержанием процесса аттестации.

Необходимость и важность тестирования программного обеспечения трудно переоценить. Вместе с тем следует отметить, что тестирование является сложной и трудоемкой деятельностью. Далее рассмотрены особенности тестирования объектно-ориентированного программного обеспечения.

Разработка объектно-ориентированного ПО начинается с создания визуальных моделей, отражающих статические и динамические характеристики будущей системы. Вначале эти модели фиксируют исходные требования заказчика, затем формализуют реализацию этих требований путем выделения объектов, которые взаимодействуют друг с другом посредством передачи сообщений. На конструирование моделей приходится большая часть затрат объектно-ориентированного процесса разработки. Если к этому добавить, что цена устранения ошибки стремительно растет с каждой итерацией разработки, то совершенно логично требование тестировать объектно-ориентированные модели анализа и проектирования.

Критерии тестирования моделей: правильность, полнота, согласованность. О синтаксической правильности судят по правильности использования языка моделирования. О семантической правильности судят по соответствию модели реальным проблемам. Для определения того, отражает ли модель реальный мир, она оценивается экспертами, имеющими знания и опыт в конкретной проблемной области.

О согласованности судят путем рассмотрения противоречий между элементами в модели. Несогласованная модель имеет в одной части представления, которые противоречат представлениям в других частях модели.

При рассмотрении объектно-ориентированного тестирования наименьшим тестируемым элементом является объект (класс). В данном случае нельзя тестировать отдельную операцию изолированно, как это принято в стандартном подходе к тестированию модулей. Любую операцию приходится рассматривать как часть класса. Объектно-ориентированное программное обеспечение не имеет иерархической управляющей структуры, поэтому здесь неприменимы методики как восходящего, так и нисходящего тестирования.

Предлагается две методики тестирования объектно-ориентированных систем:

Тестирование, основанное на потоках;

Тестирование, основанное на использовании.

В первой методике объектом тестирования является набор классов, обслуживающих единичный ввод данных в систему. Иными словами, средства обслуживания каждого потока интегрируются и тестируются отдельно. По второй методике вначале тестируются независимые классы. Далее работают с первым слоем зависимых классов, со вторым слоем и т.д.

При проверке правильности исчезают подробности отношений классов. Как и традиционное подтверждение правильности, подтверждение правильности объектно-ориентированного программного обеспечения ориентировано на видимые действия пользователя и распознаваемые пользователем выводы из системы.


Похожая информация.


Инструментальные средства разработки ПО– это совокупность аппаратно-программных средств, позволяющих осуществить написание и отладку программ для микропроцессорных систем с большой степенью достоверности их работоспособности в реальных системах.

К ним относятся:

Внутрисхемные эмулятры;

Программные симуляторы;

Отладочные мониторы;

Платы развития (оценочные платы);

Эмуляторы ПЗУ;

Интегрированные среды разработки.

Внутрисхемный эмулятор – наиболее мощное и универсальное отладочное средство. Это программно-аппаратное средство, способное замещать процессор в реальной системе и делающее процесс функционирования отлаживаемого контроллера прозрачным, т. е. легко контролируемым, произвольно управляемым и модифицируемым по воле разработчика.

Функционально внутрисхемные эмуляторы делятся на стыкуемые с внешней ЭВМ и функционирующие автономно.

Стыковка с отлаживаемой системой производится с помощью специального кабеля с эмуляционной головкой, которая вставляется вместо отлаживаемого микроконтроллера или параллельно ему. В последнем случае микроконтроллер должен иметь отладочный режим, при котором все его выводы переводятся в третье состояние.

Основные функциональные блоки эмулятора:

Отладчик;

Узел эмуляции микроконтроллера;

Эмуляционная память;

Подсистема точек останова.

Дополнительные блоки:

Процессор точек останова;

Трассировщик;

Профилировщик (анализатор эффективности программного кода);

Таймер реального времени;

Программно-аппаратные средства, обеспечивающие возможность чтения и модификации эмулируемого процессора;

Программно-аппаратные средства, обеспечивающие синхронное управление, необходимое для эмуляции в мультипроцессорных системах.

Отладчик осуществляет:

Управление процессом эмуляции (моделирования);

Вывод на монитор состояния и содержимого всех регистров и памяти и, при необходимости, их модификации (изменение их содержимого).

Отладчик позволяет одновременно следить за ходом выполнения программы и видеть соответствие между исходным текстом, образом программы в машинных кодах и состоянием всех ресурсов эмулируемого микроконтроллера.

Эмуляционная память может применяться вместо ПЗУ отлаживаемой системы, а также дает возможность отлаживать программу без реальной системы или ее макета. (Нет необходимости в перепрограммировании ПЗУ.) Эмулирование возможно целиком или поблочно.

Трассировщик – это логический анализатор, работающий синхронно с процессором и фиксирующий поток выполняемых инструкций и состояния выбранных внешних сигналов.

Процессор точек останова позволяет останавливать выполнение программы или выполнять иные действия, например, запускать или останавливать трассировщик при выполнении заданных пользователем условий (любой степени сложности) без вывода из масштаба «реального времени».

Профилировщик позволяет получить по результатам прогона отлаживаемой программы следующую информацию:

Количество обращений к различным участкам программы;

Время, затраченное на выполнение различных участков программы.

Анализ статистической информации, поставляемой профилировщиком, позволяет легко выявлять «мертвые» или перенапряженные участки программ и в результате оптимизировать структуру отлаживаемой программы.

Интегрированная среда разработки – это совокупность программных средств, поддерживающая все этапы разработки ПО – от написания исходного текста программы до ее компиляции и отладки – и обеспечивающая простое и быстрое взаимодействие с другими инструментальными средствами (программным отладчиком-симулятором и программатором).

Наличие встроенных редактора текста, менеджера проектов и системы управления существенно помогает разработчику, избавляя его от множества рутинных действий. Стирается грань между написанием, редактированием и отладкой программы.

Существуют эмуляторы, предназначенные для эмуляции микроконтроллеров семейств Intel MCS 8051, MCS-196, Microchip PIC.

Программный симулятор – программное средство, имитирующее работу микроконтроллера и его памяти. В его состав входят отладчик, модель центрального процессора и памяти. Более сложные симуляторы содержат также модели встроенных периферийных устройств (таймеров, АЦП и систем прерываний). Загрузив программу в симулятор, пользователь может запускать ее в пошаговом или непрерывном режимах, задавать условные или безусловные точки останова, контролировать и свободно модифицировать содержимое ячеек памяти и регистров микроконтроллера. С его помощью можно быстро проверить логику выполнения программы и правильность выполнения арифметических операций.

Наличие интерфейса внешней среды позволяет избавить разработчика от необходимости устанавливать и изменять вручную содержимое входных регистров, т. е. можно создавать и гибко использовать модель внешней среды микроконтроллера, функционирующую и взаимодействующую с отлаживаемой программой по заданному алгоритму.

Особенностью программных симуляторов является то обстоятельство, что исполнение программ, загруженных в симулятор, происходит в масштабе времени, отличном от реального. Однако более низкая цена, возможность ведения отладки даже в условиях отсутствия макета отлаживаемого устройства делают программные симуляторы весьма эффективным средством отладки.

Отладочный монитор – специальная программа, загружаемая в память отлаживаемой системы и вынуждающая процессор выполнять, кроме прикладной задачи, еще и отладочные функции:

Загрузку прикладных кодов в свободную от монитора память;

Установку точек останова;

Запуск и останов загруженной программы в реальном времени;

Проход программы пользователя по шагам;

Просмотр, редактирование содержимого памяти и управляющих регистров.

Программа монитора должна быть связана с внешним компьютером или монитором для визуализации процесса отладки.

Основное достоинство использования монитора – это малые затраты при сохранении возможности вести отладку в реальном времени на микроконтроллере, стоящем на плате. Недостатком является отвлечение ресурсов микроконтроллера на отладочные и связные процедуры (память, прерывания, последовательный канал).

Платы развития , или оценочные платы, являются своеобразными конструкторами для макетирования прикладных систем. Выпуск оценочных плат – это современный подход к продвижению микроконтроллеров на рынке. Обычно на печатной плате устанавливается вся необходимая аппаратура для демонстрации возможностей микроконтроллера, обеспечивается связь с компьютером и предоставляется поле для монтажа прикладных схем пользователя. Такие платы могут быть применены для установки в аппаратуру малой серии (5 – 20 шт.).

Для удобства отладки платы развития комплектуются простейшими средствами отладки на базе монитора отладки для микроконтроллеров с внешней шиной и без нее.

В первом случае отладочный монитор поставляется в виде микросхемы ПЗУ, которая устанавливается в разъем (кроватку) на плате. На плате также имеется ОЗУ для программ пользователя и канал связи с компьютером. Пример – плата фирмы “INTEL” для микроконтроллера 8051.

Для микроконтроллеров без внешней шины плата развития имеет встроенные схемы программирования внутреннего ПЗУ микроконтроллера, управляемые от внешнего компьютера. В прикладной программе должны быть предусмотрены вызовы отладочных функций и сам монитор. После загрузки и прогона программы для внесения изменений требуется стирание ПЗУ и перезапись нового варианта программы пользователя.

Готовая программа получается путем удаления монитора и всех вызовов мониторных функций. Примерами могут служить платы развития фирмы “MICROCHIP” для своих PIC-контроллеров, а также платы развития для отладки своих контроллеров 80С750 Philips и 89С2051 Atmel.

В целом, возможности данного подхода (плата развития + монитор) не столь универсальны, как возможности внутрисхемного эмулятора, да и отвлечение ресурсов контроллера на режим отладки следует учитывать. Тем не менее, законченный набор программно-аппаратных средств, позволяющих без потерь времени приступить к монтажу и отладке прикладной системы, во многих случаях является решающим фактором, с учетом меньшей стоимости, по сравнению с универсальным эмулятором.

Эмуляторы ПЗУ – это программно-аппаратные средства, позволяющие замещать ПЗУ на отлаживаемой плате и подставляющие вместо него ОЗУ, куда загружается программа с компьютера через один из стандартных каналов связи. В данном случае стараются избежать многократных циклов перепрограммирования ПЗУ. Метод пригоден для микроконтроллеров, которые в состоянии обращаться к внешней памяти программ. По сложности и стоимости метод сравним с использованием плат развития, но более универсален, так как может применяться с любыми типами микроконтроллеров.

В настоящее время имеются модели «интеллектуальных» эмуляторов ПЗУ, позволяющие заглядывать внутрь микроконтроллера, т. е. работающие почти как внутрисхемный эмулятор за счет быстрого переключения шины. Создается эффект, будто бы монитор отладки установлен на плате пользователя и при этом не занимает у микроконтроллера никаких аппаратных ресурсов, кроме небольшой зоны программных шагов, примерно 4К. Такое устройство разработала фирма «ФИТОН» для всех существующих и будущих микроконтроллеров с ядром МК 8051, но дополнительно насыщенных различными устройствами ввода/вывода. Оно поддерживает множество микроконтроллеров фирм “PHILIPS”, “SIEMENS”,”OKI”.

Интегрированные среды разработки (Integrated Development Environment, IDE) позволяет программисту:

Использовать встроенный файловый текстовый редактор, специально ориентированный на работу с исходными текстами программ;

Последние материалы раздела:

Полноэкранный режим в браузере Opera Как вернуть полноэкранный режим в браузере яндекс
Полноэкранный режим в браузере Opera Как вернуть полноэкранный режим в браузере яндекс

Хотите узнать как стабильно зарабатывать в Интернете от 500 рублей в день? Скачайте мою бесплатную книгу =>> Нередко, неопытные пользователи...

Дистанционное обучение программированию микроконтроллеров
Дистанционное обучение программированию микроконтроллеров

Базовая часть Тема 1. Введение. Программирование микроконтроллеров на языке С Теория . Микроконтроллеры. Функции и применение микроконтроллеров....

Как увеличить fps в компьютерных играх Что может поднять фпс на компе
Как увеличить fps в компьютерных играх Что может поднять фпс на компе

Увеличить FPS нужно в основном в играх. Часто это понятие путают так, что называют "уменьшить FPS". На самом деле нужно именно повышать данный...